Учитесь управлять стрессом
Дата и время публикации на сайте: 10.10.2010 11:15
1. Что такое «стресс». Природа стресса.
Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Известный австрийский психоаналитик Ганс Селье впервые сформулировал понятие стресса так: «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс должен носить эпизодический характер человеческого существования, однако, необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает. Нужно уметь вовремя переключаться, тогда механизмы саморегуляции вернут все измененные стрессом функции к норме.
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением. К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.). К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены такие проявления как мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка, боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно как человек их для себя оценивает, и как он на них реагирует.
2. Как научиться преодолевать стресс?
Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.
Условно стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, можно разделить на:
- стрессоры управляемые (зависят от нас);
- стрессоры неуправляемые (не подвластны нам);
- стрессоры, которые вызывают реакцию, являющуюся результатом нашей интерпретации стрессовой ситуации.
Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы может контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.
3. Как оценить уровень стресса?
Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера.
В качестве метода
Вопросник на определение уровня стресса (Reeder L, 1969).
Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений, и отметьте кружочком номер соответствующей категории ответа. Из суммы всех баллов вычислите средний балл. Оцените уровень стресса по прилагаемой шкале.
№ | Утверждения | ОТВЕТЫ | |||
Да, согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Нет, не согласен | ||
1 | Пожалуй, я человек нервный | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я очень беспокоюсь о своей работе | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я часто ощущаю нервное напряжение | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | К концу дня я совершенно истощен физически и психически | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | В моей семье часто возникают напряженные отношения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала уровня психологического стресса
Уровень стресса | Средний бал | |
Мужчины | Женщины | |
ВЫСОКИЙ | 1-2 | 1-1,82 |
СРЕДНИЙ | 2,01-3 | 1,83-2,82 |
НИЗКИЙ | 3,01-4 | 2,83-4 |
4. Десять заповедей преодоления стресса и стрессовых реакций.
Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу
- Поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы они обращались с Вами.
- Не старайтесь сделать все и сразу.
- Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье.
- Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного и нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих.
- Прежде чем
что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий. - Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей. «Бери пример с солнечных часов — веди счет лишь радостных дней» — народная мудрость.
- Если необходимо предпринять удручающе неприятное для Вас дело (разговор) не откладывайте его на «потом».
- Даже в случае неудачи в
каком-либо деле (или разговоре), старайтесь увидеть свои «плюсы». Не сосредотачивайтесь в воспоминаниях на неудачах. - Старайтесь увеличить успехи и веру в свои силы.
Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Научитесь поощрять себя за достижение поставленной цели.